Электронное учебное пособие по дисциплине Введение в инженерную деятельность.

  • Электронное учебное пособие по дисциплине Введение в инженерную деятельность.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.С.ТУРГЕНЕВА"
ИНСТИТУТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ, АВТОМАТИЗАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

А.С. Бычкова, Е.П. Емельянова, Р.А. Лунев, А.Б. Нечаева, А.А. Стычук

 

Введение в инженерную деятельность.

Электронное учебное пособие

Направление подготовки: 09.03.02 Информационные системы и технологии

 

Рекомендовано ФГБОУ ВО «ОГУ им. И.С. Тургенева» для использования в учебном процессе в качестве учебного пособия для высшего профессионального образования

Орел, 2017

 

1. Видео-презентации для изучения материалов по дисциплине.

2. Презентации для самостоятельного изучения материалов по дисциплинам в соответствии с тематиками:

Раздел №1 «Бизнес-идея, оценка рынка, продажи»:

1. Тема: Состоятельность бизнес идеи. Изучаемые вопросы: 1. Проблема и решение; 2. С чего начинается успешный стартап; 3. Ключевые ошибки в работе с проблемой. Вопросы для самостоятельного изучения: Проведение анкетирования потенциальных клиентов. Практические занятия: Формирование бизнес-идеи, проработка решения. Проверка состоятельности выбранной бизнес-идеи. Составление анкеты.;

2. Тема: Изучение метода Customer Development. Изучаемые вопросы: 1. Понятие Customer Development; 2. Как понять своего клиента; 3. С кем делать Customer Development; 4. Подготовка к работе с клиентами. Документация и организация. Вопросы для самостоятельного изучения: Описание клиентов для customer development. Практические занятия: Customer Development для проработки решения. Подготовка документов для работы с клиентами.;

3. Тема: Оценка рынка. Изучаемые вопросы: 1. Базовые понятия оценки рынка; 2. Целесообразность оценки рынка; 3. Полезные формулы для расчета рынка. Вопросы для самостоятельного изучения: Оценить рынок продукта, посчитать PAM, TAM, SAM, SOM. Практические занятия: Оценка рынка. Расчет основных показателей. Расчет рынка. Сбор первичной и вторичной информации.;

4. Тема: Сегментация рынка. Изучаемые вопросы: 1. Терминология; 2. Необходимость и смысл сегментации; 3. Принципы и методы сегмнетации; 4. Основные критерии сегментации для рынка В2С и В2В; 5. Уточнение и выбор целевых сегментов.Вопросы для самостоятельного изучения: Описание сегментов рынка для проекта. Практические занятия: Сегментация рынка разрабатываемого решения. Уточнение и выбор целевых сегментов.;

5. Тема: Каналы продаж. Изучаемые вопросы: 1. Каналы распределения. Методы каналов распределения; 2. Параметры каналов распределения; 3. Варианты, функции, формы каналов распределения; 4. Факторы, влияющие на выбор канала; 5. Управление каналами распределения. Конфликты в каналах. Вопросы для самостоятельного изучения: Выбор и определение каналов продаж. Практические занятия: Каналы продаж. Прямой и косвенный каналы. Стратегии PULL и PUSH.;

6. Тема: Привлечение и удержание клиентов. Изучаемые вопросы: 1. Стратегии привлечения клиентов; 2. Структура каналов привлечения; 3. Алгортим формирования каналов распределения; 4. Виды и функции посредников; 5. Критерии отбора и оценки посредников; 6. Анализ эффективности и оценка результатов посредников. Вопросы для самостоятельного изучения: Разработка стратегии привлечения клиентов. Практические занятия: Воронка продаж разрабатываемого решения. Анализ эффективности каналов.;

7. Тема: Построение бизнес-модели. Возможные подходы. Изучаемые вопросы: 1. Опредление бизнес-модели; 2. Типы бизнес-моделей; 3. Основные и дополнительные блоки бизнес-модели. Вопросы для самостоятельного изучения: Построение бизнес-модели для разрабатываемого продукта. Практические занятия: Оценка результатов посредников. Выбор и формирование бизнес-модели разрабатываемого решения.;

Раздел №2 «Бизнес-модель, интеллектуальная собственность, инвестиции и финансы»:

8. Тема: Интеллектуальная собственность. Товарный знак. Изучаемые вопросы: 1. Бренд, логотип, товарный знак; 2. Виды товарных знаков; 3. Как получить товарный знак; 4. Обязанности правообладателя; 5. Передача прав на товарный знак. Вопросы для самостоятельного изучения: Создание логотипа. Практические занятия: Формирование бренда, логотипа, товарного знака разрабатываемого решения.;

9. Тема: Интеллектуальная собственность. Патенты. Изучаемые вопросы: 1. Патентные исследования; 2. Охрана технического решения; 3. Подача заявки на выдачу патента. Вопросы для самостоятельного изучения: Составление заявки на выдачу патента. Практические занятия: Проведение патентных исследований. Обзор инструментов.;

10. Тема: Инвестиционная стратегия. Изучаемые вопросы: 1. Понятие инвестиционной стратегии; 2. Виды стратегий. Вопросы для самостоятельного изучения: Разработка инвестиционной стратегии. Практические занятия: Разработка инвестиционной стратегии на 3-5 лет. Построение финансовой модели.;

11 Тема: Финансовые показатели и финансовая модель. Изучаемые вопросы: 1. Гипотезы; 2. Выручка; 3. Затраты; 4. Финансовый результат. Вопросы для самостоятельного изучения: Создание финансовой модели проекта. Практические занятия: Построение финансовой модели.;

12. Тема: Презентация перед инвесторами. Изучаемые вопросы: 1. Виды выступлений перед инвесторами; 2. Алгоритм и оформление презентации; 3. Структура и основные блоки презентации; 4. Основы выступления перед инвесторами. Вопросы для самостоятельного изучения: Создание презентации. Практические занятия: Подготовка презенатации разрабатываемого решения для инвесторов.

3. Рабочая программа по дисциплине "Введение в инженерную деятельность".

4. Методические указания для самостоятельной работы студентов.

5. Пример тестовых заданий для проведения аттестаци:

I. Назначение бизнес-плана состоит в следующем:

1) Изучить перспективы развития будущего рынка сбыта

2) Обнаружить возможные опасности

3) Определить критерии и показатели оценки бизнеса

4) Оценить затраты для изготовления и сбыта продукции

5) Верны все варианты

II. Какая из перечисленных стадий не является стадией бизнес-планирования?

1) Стадия разработки

2) Стадия продвижения

3) Стадия реализации

4) Стадия упадка

III. Емкость рынка - это:

1) Объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода

2) Территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия

3) Удельный вес продукции предприятия в совокупном объеме продаж товаров (услуг) на данном рынке

6. Список литературы для самостоятельной подготовки:

Основная литература

1. Эрик Рис, Бизнес с нуля // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.;

2. Стив Бланк, Стартап: настольная книга основателя // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.;

3. Волков, В. Н. Проектирование информационных систем : лабораторный практикум / В. Н. Волков ; А. И. Фролов ; ОрелГТУ, Каф. `ИС` . - Орел : Изд-во ОрелГТУ , 2008.;

4. Волков, В. Н. Проектирование информационных систем : метод. указания по вып. лабораторных работ : спец. 080801, 230201 / В. Н. Волков ; Н. В. Волкова ; Олег Эдуардович Лысков ; ФГБОУ ВПО `Госуниверситет - УНПК`, Каф. `ИС` . - Орел : Изд-во ФГБОУ ВПО `Госуниверситет - УНПК` , 2013. - 34 с.;

5. Стычук, А. А. Информационные системы маркетинга : метод. указания по выполнению лабораторных работ : спец. 080111 / А. А. Стычук ; В.Н. Волков ; ОрелГТУ, Каф. `ИС` . - Орел : Изд-во ОрелГТУ , 2008. - 98 с.

Дополнительная литература

1. Ноам Вассерман, Главная книга основателя бизнеса // М.: Альпина Паблишер, 2014 г.;

2. Клейтон Кристенсен, Диллема инноватора // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.;

3. Генрих Альтшулер, Найти идею: введение в ТРИЗ // М.: Альпина Бизнес Бук, 2007 г.;

4. Лоуренс Лич, Время в рамках бюджета // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.;

5. Билл Кейтс, Расскажите обо мне: испытанные приемы привлечения новых клиентов // М.: Альпина Паблишер, 2011 г.;

6. Александр Остервальдер, Ив Пинье, Построение бизнес-моделей // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.;

7. Сет Годин, Пробуй - получится // М.: Альпина Паблишер, 2011 г.;

8. Стив Бланк, Четыре шага к озарению. Стратегия создания успешных стартапов // М.: Альпина Паблишер, 2014 г.;

9. Сорокина, Ю.О. Информационный менеджмент : лабораторный практикум : напр. 09.03.03.а / Ю. О. Сорокина, О. В. Амелина. – Орел: ОГУ имени И. С. Тургенева, 2017. – 60 с.;

10. Дудник, Т. А. Методические указания по выполнению лабораторной работы `Разработка бизнес-плана коммерческого проекта` : спец. 061400, 071900 / Т. А. Дудник ; ОрелГТУ, Каф. `ПиМ` . - Орел : Изд-во ОрелГТУ , 2001. - 24 с.;

11. Измалкова, С.А. Бизнес-планирование : учеб. пособие для высшего проф. образования / С.А. Измалкова; С.А. Никитин; Е.Е. Кононова; И.В. Мусатова; Е.Л. Долгих . - Орел : Изд-во ФГБОУ ВПО `Госуниверситет - УНПК` , 2011. - 163 с.

 

 

Мы в социальных сетях!